• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • dark
  • light
  • leftlayout
  • rightlayout

Театр эстрады

KM.Ru: Предыдущий альбом «Раздвоение личности» у вас получился концептуальным. Главная идея диска прослеживалась и на уровне оформления альбома, и в ваших комментариях к песням. Будет ли такая доминирующая идея в вашем новом альбоме «Сигнал из Космоса»? Если да, то какая?

- В новой пластинке эта раздвоенная личность собралась воедино и настал всеобщий праздник, ликование, фейерверки, шампанское, новогодняя елка, радостный Дед Мороз и все такое. То есть это уже другой альбом, но чувствуется, что сделала его та же самая группа. Вообще, этот альбом я котирую на ступеньку выше предыдущего, потому что за эти годы мы сплотились, сыгрались и записали его вот так вот (щелкает пальцами). Каждая композиция состоит из огромнейшего числа музыкальных треков. Когда открываешь pro tools-сессию, то можно заметить композиции, состоящие даже из сорока дорожек. Например, в «Больше никакого рок-н-ролла» прописана куча скрипок. Естественно, они замиксованы в большой оркестр, который потом замиксован в группу. В общем, кошмар! Радует то, что, когда мы его свели, закончили и поставили, этот час хронометража пролетел вообще незаметно. В музыке в каждом такте, в каждом куске происходят какие-то изменения. Из-за этого, надеюсь, людям его будет слушать не скучно.

KM.Ru: Как появилось название пластинки «Сигнал из Космоса»?

- Продумывали его до последнего. У нас опять получился огромный альбом, 18 песен. Попробуй найди название, которое бы все это объединяло. Причем два раза в жизни мы называли альбом по одной из песен. Но на этом уже хватит. После второго раза мне такая практика разонравилась окончательно. Поэтому мы просто подбирали такое понятие, которое бы объединило все песни.

KM.Ru: В альбом вошли только недавние песни?

- В основном, да. Но одна песня – «3007-й год» - не попала в «Раздвоение личности». Это яркая песня, она отлично получилась у нас в итоге.

KM.Ru: «Ковчег» - это ведь тоже старая песня…

- Не такая уж. «Ковчег» написана 11 сентября 2006-го, как раз перед рождением сына. Поскольку это было уже после записи «Раздвоения личности», я ее считаю новой песней. Но в новый альбом вошла еще архистарая песня, года 99-го. Называется «Театр эстрады». Почему-то раньше я про нее все время забывал, а тут вспомнил наконец-то (смеется).

KM.Ru: Изменился ли как-нибудь ваш метод работы над музыкальным материалом по сравнению с предыдущими альбомами «Сплина»?

- Схема всегда у всех одна и та же: человек написал песню, принес ее в группу, группа послушала, создала ауру или многое изменила. В итоге все добиваются в студии какого-то общего результата.

KM.Ru: По какому принципу была вами выбрана английская студия для сведения и мастеринга?

- Так сложилось, что «Раздвоение личности», как и все предыдущие альбомы, мы писали в Москве. После «Раздвоения» мы поняли, что в Москве писались в последний раз. Поэтому «Сигнал из Космоса» мы уже делали в Питере, на «Добролете». Заранее договорились со звукорежиссером Андреем Алякринским, он забил даты, и мы все записали. Потом так же и свели. Был, правда, момент, когда я еще заехал в Лондон. У меня как раз освободилось три недели между записью и сведением. Появилась возможность заехать в Лондон, чтобы еще и там свести, чтобы было два варианта и было что сравнивать. Выяснилось, что питерское сведение в 500 раз круче по одной простой причине: его делал тот же самый человек, который и записывал альбом – Андрей Алякринский. Он этот материал знал наизусть, поскольку еще с периода демозаписи загорелся и сказал: «Я это буду писать». Сейчас мы с ним перезваниваемся по 10 раз на дню, потому что идет мастеринг, Андрей просто тащится. Таким вот образом российская звукозапись победила английскую!

KM.Ru: Какой вклад в создание альбома внес басист «Аквариума» Александр Титов?

- Неоценимый. Без Титова я бы погиб в этом Лондоне на хрен! Если бы не Сашка, я бы там просто скончался от одиночества. У меня был вечер, когда все вокруг пропали и мне совершенно нечего было делать! Знаешь, как бывает: этот занят, тот не может, этот уехал, а тот еще не приехал… Я сидел в итальянском ресторане и понимал, что в одиночку мне есть неприятно. Чтобы сгладить это дело, я заказал себе бокал вина и в итоге очутился с макаронами, лазаньей и вином в совершенном одиночестве. Тупняк полный! В таких случаях я просто звонил Титу, который бросал все, приезжал ко мне – и тут же начинались разговоры за жизнь, движение и т. д. В итоге я из Лондона просто сбежал. Сейчас, видимо, наступил такой момент, когда мне надо находиться с семьей… Не то что бы надо, а тянет.

KM.Ru: Достаточно интересно проследить, как за время существования «Сплина» менялись ваши принципы работы над текстами песен. Раньше вы писали такие вещи, которые хорошо читаются с листа, ибо вам свойственно традиционно внимательное отношение к Слову. А с альбома «Реверсивная хроника событий» вы начали применять прием повторения одной и той же фразы, использовать своеобразные мантры, заклинания…

- В новом альбоме то же самое, я без этого уже не могу. Причем, смотрите, даже если в песне «Вниз головой» фраза «со всей разноцветной листвой» повторяется трижды, каждый раз это происходит на новом аккорде и с новой мелодией. От этого она каждый раз звучит по-разному, с совершенно новым смыслом! Если я придумаю еще 10 аккордов к этому, я еще 10 раз эту фразу спою. Просто у меня не было времени – надо было бежать в магазин и покупать сыну памперсы. Так что ничего страшного в таких мантрах я не вижу.

KM.Ru: Наоборот, это замечательно! Как раз в «Раздвоении личности» это проявилось в полной мере. Яркий пример – «Господи, ты лучше всех». Опять же, идея шизофрении, двоящейся реальности у вас там воплощалась даже на лексическом уровне. Здесь эти повторы выполняют аналогичную функцию?

- Для меня самого является изумлением, когда вроде бы одна и та же строка несет совершенно разные смыслы. Поэтому я и оставляю такие ходы в песнях. Если удивился я, значит, другой человек тем более удивится и удивит остальных, кто тоже в это врубается. Вот такая цепочка.

KM.Ru: Достаточно интересно было узнать ваше мнение о старых песнях «Сплина». Вы говорите, что не исполняете их из-за того, что видите в них какие-то грамматические шероховатости, а править сейчас не с руки. Не могли бы вы привести пару примеров?

- Нет, ну что я, дурак, что ли, самого себя сдавать?! Конечно, я не буду этого делать. Просто скажу так: в момент создания этих песен я еще до конца не созрел, а при этом народ уже пошел на наши концерты и начал покупать диски. Я тогда вообще потерялся. Считаю, что люди дали мне огромнейший аванс. Отчасти этот аванс я сейчас просто стараюсь оправдывать. Вот и все. Максимально редактирую свои новые тексты, но, в принципе, сейчас это занимает немного времени. У меня появилось понимание, как излагать свои мысли. Видимо, все сложилось. Все течет, как единая река, и я уже даже не задумываюсь над процессом.

KM.Ru: Будут ли сниматься клипы на песни «Сигнала из Космоса»?

- Да. На днях мы сняли в Питере клип, галлюциногенный, светящийся флуоресцентной краской, на песню «Вниз головой».

KM.Ru: А появившийся в Интернете глючный клип на песню «Корабль»?

- Он снят на фотоаппарат. Представляете, как мы ржали, когда это снимали, когда монтировали и когда увидели эти свои расплывающиеся рожи!

KM.Ru: Изменилось ли взаимодействие музыкантов «Сплина» во время записи и концертов.

- Конечно! Мы все дни записи альбома проводили впятером в такой легкой атмосфере.

KM.Ru: То есть с вашей стороны нет особого диктата?

- Любой диктат должен быть оправдан. Я делаю какие-то поправки, от меня требуют объяснений, почему? Вокруг меня же стоят музыканты – здоровенные лбы! Все время надо быть наготове: и продавить свою тему, и не огрести за это. Поэтому мне эта атмосфера очень нравится.

KM.Ru: Вы отслеживаете судьбу групп, в которых играют ваши бывшие музыканты? Например, «Эдипов комплекс» Яника Николенко.

- Я услышал одну их вещь на «Радио Максимум» и сразу прифигел. Потому что это сделано, как всегда, очень круто – по-яниковски узнаваемо и все остальное.

KM.Ru: А относительно гитариста Стаса Березовского, играющего в группе Лены Тэ?

- Нет. Может быть, просто потому, что они не играют на радио, как Яник.

KM.Ru: Нет ли планов выпустить «Сигнал из Космоса» не только на «физическом релизе», но и, например, на флешке – как это сделали недавно «Ночные снайперы»?

- Я прекрасно понимаю, что в Интернете альбом «Сплина» появится через 40 минут после его выхода. Это время, за которое покупатель успеет добежать до дома, перегнать диск в МР3 и выложить его в Сеть. Зачем с этим играться-то, когда и так все понятно?! Единственно, я хочу выложить все песни из альбома в том же порядке в плеер для прослушивания, который у нас есть на сайте. У нас же есть друзья и поклонники по всему миру, они тоже должны это как-то слушать.

KM.Ru: Мне доводилось бывать на очень многих концертах «Сплина», они проходили очень по-разному. Ваше поведение на сцене и взаимодействие с залом может очень отличаться от случая к случаю. То вы самоуглубленный, то, наоборот, достаточно открытый. От чего это зависит?

- Все зависит от обстановки и особенностей зала. Мне больше нравятся замкнутые пространства. Если это опен эйр, то желательно, чтобы время нашего выхода было ночным или вечерним – чтобы была мистика. При дневном свете, я считаю, мы выглядим немножко нелепо со всем своим материалом. А в клубах все проходит идеально, когда люди находятся близко к сцене. При наличии прекрасного звука я раскрепощаюсь сразу. Как только начинается что-то не то, приходится моментально сосредотачиваться на звуке, чтобы элементарно попадать в ноты и ритмику. Но это уже не кайф, я этого не люблю. Чаще всего нам хорошо отстраивают аппаратуру, и от концертов мы получаем огромное удовольствие.

KM.Ru: Чего ждать от вашей презентации в СК «Олимпийский» 3 октября?

- Если говорить о сюрпризах, то упор будет сделан на видео и фото, которые будут показываться на большом экране. На зрителей это всегда действует очень хорошо. Фейерверки, акробаты, львы, гимнастки – пусть они отдыхают (смеется).

KM.Ru: Между песнями «Сын» и «Больше никакого рок-н-ролла» есть некая перекличка.

- Именно. Не то чтобы автобиографический контекст здесь задумывался, но он присутствует.

KM.Ru: Тогда есть ли у вас опасения, что песню «Больше никакого рок-н-ролла» некоторые люди поймут чересчур прямолинейно? Дескать, и у нас растут дети, может, и вправду хватит ходить на рок-концерты и покупать диски…

- Пусть они лучше думают, что эта фраза означает: «Все, пора завязывать». Тогда им станет легче в понимании этой песни, и уже не будут так глобально ее воспринимать (смеется). Здесь «рок-н-ролл» - это обобщающее понятие. Оно же расшифровывается в разные стороны.

Сентябрь 2009, km.ru